Главная страница » Российские исторические школы и их представители

Российские исторические школы и их представители

В российской историографии сложилось несколько научных школ, каждая из которых имела свои методологические принципы, научные интересы и внесла значительный вклад в изучение отечественной истории. Вот основные из них:

1. Государственная школа:

· Период: 1-я половина XIX века

· Основные принципы:

Рассмотрение государства как главной движущей силы истории.

Идеализация самодержавия и бюрократии.

Отрицание или принижение роли народных масс и классовой борьбы.

Акцент на политической истории и деятельности государственных деятелей.

· Основные представители:

Николай Михайлович Карамзин: “История государства Российского” (один из первых обобщающих трудов по истории России).

Сергей Михайлович Соловьев: “История России с древнейших времен” (29 томов, охватывающих период от древности до правления Екатерины II).

Константин Дмитриевич Кавелин: Разрабатывал теорию “естественного” развития государства.

Борис Николаевич Чичерин: Занимался изучением истории русского права и государства.

· Вклад: Создание фундаментальных трудов по истории России, разработка концепции государственного развития.

· Критика: Идеализация самодержавия, игнорирование роли народных масс, недостаточная социальная направленность.

2. Юридическая школа (школа государственного права):

· Период: 2-я половина XIX века

· Основные принципы:

Исследование истории права и государственных институтов на основе юридического анализа.

Рассмотрение права как формы выражения государственной воли.

Интерес к истории законодательства и правовых отношений.

· Основные представители:

Владимир Иванович Сергеевич: “Русские древности” (изучение истории русского права и быта).

Федор Иванович Леонтович: Занимался исследованием истории литовско-русского права.

Михаил Филиппович Владимирский-Буданов: “Обзор истории русского права” (классический труд по истории русского права).

· Вклад: Разработка методологии изучения истории права, создание фундаментальных трудов по истории русского законодательства и государственных институтов.

· Критика: Недостаточная связь с социальной и экономической историей.

3. Народническая историография:

· Период: 2-я половина XIX века

· Основные принципы:

Идеализация крестьянской общины и ее роли в истории России.

Критика капитализма и самодержавия.

Вера в возможность некапиталистического пути развития России через крестьянскую общину.

Интерес к социальной и экономической истории крестьянства.

· Основные представители:

Александр Иванович Герцен: Развивал теорию “русского социализма”.

Николай Гаврилович Чернышевский: Выступал за крестьянскую революцию.

Николай Константинович Михайловский: Разрабатывал теорию “героев и толпы”.

Василий Павлович Воронцов (В. В.): Занимался исследованием экономической жизни крестьянства.

· Вклад: Привлечение внимания к социальной и экономической истории крестьянства, критика самодержавия и капитализма.

· Критика: Идеализация крестьянской общины, недооценка роли рабочего класса, утопичность социалистических идей.

4. Марксистская историография (советская историческая школа):

· Период: XX век (особенно активно в советский период)

· Основные принципы:

Основана на теории исторического материализма Карла Маркса.

Рассмотрение истории как смены общественно-экономических формаций, движущей силой которой является классовая борьба.

Акцент на социально-экономической истории и классовой борьбе.

Идея исторической неизбежности коммунистической революции.

· Основные представители:

Михаил Николаевич Покровский: “Русская история с древнейших времен” (марксистская интерпретация русской истории).

Евгений Викторович Тарле: Специалист по истории Франции и международных отношений.

Борис Дмитриевич Греков: Занимался изучением истории Киевской Руси и крестьянства.

Михаил Тихомиров: Исследовал историю русского средневековья.

Лев Владимирович Черепнин: Занимался изучением истории русского феодализма.

Сигурд Оттович Шмидт: Известный специалист по источниковедению и истории Москвы.

· Вклад: Разработка методологии социально-экономической истории, изучение классовой борьбы, создание крупных обобщающих трудов по истории России.

· Критика: Идеологическая ангажированность, экономический детерминизм, упрощенное понимание классовой борьбы, игнорирование роли личности в истории.

5. Неокантианская школа:

· Период: Начало XX века

· Основные принципы:

Влияние философии неокантианства.

Подчеркивание роли культуры и духовных ценностей в истории.

Интерес к проблемам методологии истории и познания исторической истины.

· Основные представители:

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский: Разрабатывал проблемы методологии истории и источниковедения.

Николай Иванович Кареев: Исследовал историю западноевропейского крестьянства и историю французской революции.

· Вклад: Разработка проблем методологии истории, внимание к роли культуры и духовных ценностей.

· Критика: Отрыв от социально-экономической истории, идеалистический подход.

6. Школа Анналов (влияние на российскую историографию):

· Период: XX век (оказала влияние на российскую историографию во 2-й половине XX века)

· Основные принципы:

Междисциплинарный подход к изучению истории.

Использование методов социологии, экономики, психологии, географии и других наук.

Изучение “истории ментальностей”, “истории повседневности”, “истории долгой длительности”.

Внимание к массовым явлениям и процессам, а не только к политическим событиям и деятельности выдающихся личностей.

· Представители в российской историографии:

Хотя прямых представителей “школы Анналов” в России не было, ее идеи оказали большое влияние на многих советских и российских историков, занимавшихся социальной и культурной историей.

· Вклад: Расширение тематики исторических исследований, использование новых методов и подходов, привлечение внимания к “истории повседневности”.

7. Современная российская историография:

· Период: Конец XX — начало XXI века

· Основные принципы:

Плюрализм мнений и подходов.

Критический пересмотр советских идеологических установок.

Интеграция российской историографии в мировой научный контекст.

Использование современных методов исторического исследования (компьютерное моделирование, устная история, гендерный анализ и др.).

Возрождение интереса к проблемам политической и интеллектуальной истории.

· Представители: Современная российская историография представлена большим количеством ученых, работающих в различных областях исторической науки. Среди них можно выделить:

Андрей Борисович Зубов: Известен своими работами по истории России XX века и критикой советского режима.

Юрий Сергеевич Пивоваров: Специалист по истории русской политической мысли.

Алексей Ильич Миллер: Занимается изучением истории национализма и имперской политики.

Ирина Михайловна Савельева и Андрей Владимирович Полетаев: Разрабатывают проблемы теоретической истории и методологии исторических исследований.

Каждая из перечисленных школ внесла свой вклад в развитие российской исторической науки. Современная российская историография характеризуется разнообразием подходов и стремлением к объективному изучению прошлого.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх