Сигналы при опробовании тормозов — это условные звуковые и зрительные сигналы, используемые при проверке эффективности тормозов поезда перед отправлением или после изменения состава поезда. Они служат для согласования действий между машинистом, осмотрщиками вагонов и другими работниками, участвующими в процессе опробования тормозов, и обеспечивают безопасность движения. Эти сигналы строго регламентируются Инструкцией по сигнализации на железных дорогах.
Основные сигналы, подаваемые при опробовании тормозов:
Требование машиниста произвести полное опробование тормозов:
- Подается машинистом локомотива. Звуковой сигнал: Один длинный свисток локомотива (―).
Подтверждение осмотрщиком вагонов готовности к опробованию тормозов:
- Подается осмотрщиком вагонов после осмотра состава и убедившись в готовности тормозной системы. Зрительный сигнал: Поднятая вверх рука с развернутым желтым флажком (днем) или с фонарем с прозрачно-белым огнем (ночью). Этот сигнал означает: “Тормоза проверены, состав готов к опробованию тормозов”.
Сигнал машиниста о начале торможения:
- Подается машинистом после получения подтверждения от осмотрщика вагонов. Звуковой сигнал: Два коротких свистка локомотива (· ·). Этот сигнал означает: “Начинаю торможение”.
Подтверждение осмотрщиком вагонов срабатывания тормозов:
- Подается осмотрщиком вагонов после того, как он убедился в срабатывании тормозов на всех вагонах состава (прилегание тормозных колодок к колесам). Зрительный сигнал: Последовательное (от головы к хвосту состава) поднятие и опускание руки с развернутым желтым флажком (днем) или с фонарем с прозрачно-белым огнем (ночью). Этот сигнал означает: “Тормоза сработали”.
Сигнал машиниста об отпуске тормозов:
- Подается машинистом после получения подтверждения о срабатывании тормозов. Звуковой сигнал: Один короткий и один длинный свистки локомотива (· ―). Этот сигнал означает: “Отпускаю тормоза”.
Подтверждение осмотрщиком вагонов отпуска тормозов:
- Подается осмотрщиком вагонов после того, как он убедился в отпуске тормозов на всех вагонах состава (отход тормозных колодок от колес). Зрительный сигнал: Движение руки с развернутым желтым флажком (днем) или с фонарем с прозрачно-белым огнем (ночью) по кругу. Этот сигнал означает: “Тормоза отпущены”.
Сигнал осмотрщика вагонов о готовности поезда к отправлению после полного опробования тормозов:
- Подается осмотрщиком вагонов после полного опробования тормозов и устранения всех замечаний. Зрительный сигнал: Поднятая вверх рука с зеленым флажком (днем) или с фонарем с зеленым огнем (ночью). Этот сигнал означает: “Тормоза проверены, состав готов к отправлению”.
Дополнительные сигналы и пояснения:
- В некоторых случаях, при производстве сокращенного опробования тормозов, сигналы могут быть упрощены. При наличии двусторонней радиосвязи между машинистом и осмотрщиком вагонов зрительные сигналы могут быть заменены речевыми командами. Однако, звуковые сигналы машинистом локомотива подаются обязательно. Осмотрщик вагонов должен находиться в безопасном месте при подаче сигналов и наблюдать за движением поезда. Если при опробовании тормозов обнаружены неисправности, осмотрщик вагонов должен подать сигнал остановки поезда (круговые движения рукой с красным флажком днем или с фонарем с любым огнем ночью).
Знание и четкое выполнение сигналов при опробовании тормозов является обязательным для всех работников железнодорожного транспорта, участвующих в процессе подготовки поезда к отправлению. Это является важным условием обеспечения безопасности движения поездов.