При ринолалии (гнусавости) нарушается резонанс звуков из-за аномального сообщения ротовой и носовой полостей, что особенно сильно влияет на произношение согласных, в частности, щелевых (фрикативных) звуков. Это связано с тем, что для их образования требуется сильная и направленная струя воздуха, которая при открытом назофарингеальном проходе рассеивается через нос.
Особенности произношения щелевых согласных при ринолалии
Щелевые согласные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [ф], [в], [х]) образуются путем прохождения выдыхаемого воздуха через узкую щель, создаваемую артикуляторами (языком, губами, зубами) в ротовой полости. При ринолалии:
- Назализация: Воздух вместо того, чтобы идти через рот, уходит в нос, что приводит к появлению назального призвука. Слабость струи воздуха: Недостаточная сила ротовой воздушной струи, делающая звук нечетким, ослабленным или полностью искаженным. Компенсаторные артикуляции: Ребенок может пытаться компенсировать утечку воздуха, напрягая артикуляционный аппарат, что приводит к неправильным артикуляциям или призвукам.
Последовательность работы над артикулемами щелевых согласных при ринолалии
Логопедическая работа над артикуляцией щелевых согласных при ринолалии требует комплексного и последовательного подхода, направленного на устранение назальной утечки и формирование правильной ротовой воздушной струи.
1. Подготовительный этап
До начала постановки самих звуков необходимо создать физиологические условия для их правильного произношения.
- Активизация нёбно-глоточного затвора: Это самый критичный аспект. Цель — научить ребёнка смыкать мягкое нёбо с задней стенкой глотки, чтобы перекрыть носовой проход во время произношения звуков.
- Дыхательные упражнения: Вдох носом, выдох ртом через узкую трубочку, надувание щёк, сдувание ватных шариков, задувание свечи. Все эти упражнения должны быть направлены на ощущение и усиление Ротовой воздушной струи. Массаж и гимнастика мягкого нёба: Поглаживания, похлопывания, произнесение гласных звуков на твёрдом приступе (например, "А!"), зевание, имитация глотания для укрепления мышц мягкого нёба. Упражнения с фонацией: Произнесение гласных звуков с максимально открытым ртом, чтобы научиться ощущать вибрацию в ротовой полости, а не в носу. Использование приспособлений: В некоторых случаях могут быть полезны нёбные пластинки, которые физически помогают закрыть нёбный проход, или специальные упражнения с давлением на нёбо (под контролем специалиста!).
Артикуляционная гимнастика:
- Упражнения для губ: "Улыбка", "Трубочка", "Заборчик" (удержание зубов сомкнутыми), "Почистить зубы". Упражнения для языка: "Чашечка" (для звуков [с], [з]), "Лопаточка" (для расслабления языка), "Желобок" (для формирования направленной струи воздуха), "Иголочка", "Маляр" (движение языком по нёбу). Формирование сильной и направленной воздушной струи: Сдувание мелких предметов с кончика языка, выдох воздуха через центр языка с контролем тыльной стороны ладони.
2. Постановка звуков (изолированное произношение)
После того как сформирована достаточная ротовая воздушная струя и есть контроль за нёбно-глоточным затвором, можно переходить к постановке конкретных щелевых звуков. Последовательность обычно такая: [ф]-[в], [с]-[з], [ш]-[ж], [х].
- Звук [ф] (и [в]): Это самые простые щелевые, так как образуются с участием губ.
- Метод: Нижняя губа прижимается к верхним зубам, выдыхаем воздух. Контроль: поднести ладонь ко рту, чтобы ощутить сильную струю воздуха. При ринолалии важно: Убедиться, что нет утечки воздуха через нос (можно зажать нос, затем отпустить и сравнить).
Звук [с] (и [з]): Требуют более точной артикуляции языком.
- Метод: Язык "чашечкой", кончик упирается в нижние резцы, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Выдох через образовавшийся желобок. Помощь: Можно использовать зонды или шпатель для придания языку нужной формы. На начальном этапе можно предложить ребёнку произносить [и] с сильным выдохом, затем перейти к [с]. Контроль: "Холодный ручеёк" (ощущение холодной струи на ладони, поднесенной ко рту).
Звук [ш] (и [ж]): Широкие щелевые звуки.
- Метод: Язык принимает форму "чашечки", поднимается к твёрдому нёбу (не касаясь его), образуя широкую щель. Губы округлены. Помощь: От звука [с] (поднятием языка и округлением губ), от звука [ч] (смягчая взрывной элемент). Контроль: Более теплая и широкая струя воздуха, чем для [с].
Звук [х]: Задненёбный щелевой.
- Метод: Задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу, образуя щель. Помощь: От звука [к] (без взрыва, с продлённым выдохом).
3. Автоматизация звуков
После того как звук получен в изолированном виде, его необходимо ввести в речь.
- В слогах:
- Прямые слоги (са, со, су, сы). Обратные слоги (ас, ос, ус, ыс). Интервокальные (аса, асо). Со стечением согласных (ста, стра).
В словах: Начинать с простых слов, где звук находится в ударной позиции, затем переходить к более сложным словам. В предложениях: Сначала короткие, затем длинные предложения. В связной речи: Рассказывание стихов, пересказы, диалоги.
4. Дифференциация звуков
Одновременная работа над различением правильного и неправильного произношения.
- На слух: Узнавание правильного и неправильного звука в чужой речи. В собственной речи: Самоконтроль.
Важные аспекты работы
- Постоянный контроль назальной утечки: Это главная задача. Использование зеркала (назальное зеркало, зеркало на верхнюю губу для определения утечки) или просто ощупывание крыльев носа во время произношения. Если нос вибрирует, есть утечка. Зрительный, слуховой и кинестетический контроль: Ребенок должен видеть артикуляцию логопеда (перед зеркалом), слышать правильный звук и ощущать положение своих органов артикуляции. Положительная мотивация и поощрение: Работа при ринолалии часто длительная и сложная, поэтому поддержка и создание комфортной атмосферы очень важны. Использование игровых приемов: Особенно для маленьких детей. Домашние задания: Регулярные упражнения дома под контролем родителей обязательны для закрепления навыков. Индивидуальный подход: Последовательность и темп работы могут варьироваться в зависимости от тяжести ринолалии, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и наличия сопутствующих проблем.
Работа над щелевыми согласными при ринолалии — это сложный, но очень важный этап, который помогает значительно улучшить разборчивость речи ребенка.