В Теории государства и права (ТГП) под Формами осуществления государственной власти понимаются различные виды деятельности государственных органов, посредством которых реализуются функции государства. Эти формы делятся на две основные категории: Правовые и Неправовые (организационные).
I. Правовые формы осуществления государственной власти
Это действия государственных органов, которые Влекут за собой юридические последствия, то есть создают, изменяют или отменяют правовые нормы, а также применяют их к конкретным ситуациям. Правовые формы всегда имеют юридическую основу и юридическое закрепление.
К ним относятся:
Правотворческая форма (правотворчество):
- Суть: Деятельность по изданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов), устанавливающих общеобязательные правила поведения. Кто осуществляет: В основном законодательные органы (парламенты), но также могут участвовать исполнительные органы (издавая постановления, приказы) и реже судебные (прецедентное право в некоторых правовых системах). Примеры: Принятие Конституции, федеральных законов, указов президента, постановлений правительства, приказов министерств.
Правоисполнительная форма (правоприменение в широком смысле, управленческая деятельность):
- Суть: Деятельность по реализации (исполнению) и применению действующих правовых норм в конкретных жизненных ситуациях, а также по организации исполнения законов. Кто осуществляет: Прежде всего исполнительные органы власти (правительство, министерства, ведомства, местные администрации), но также могут участвовать и другие органы. Примеры: Выдача паспортов, лицензий, разрешений, сбор налогов, строительство дорог, организация здравоохранения и образования, назначение должностных лиц, разработка и реализация государственных программ. Эта форма включает в себя не только издание индивидуальных правовых актов, но и фактическую управленческую деятельность, направленную на выполнение законов.
Правоохранительная форма (правоприменение в узком смысле, юрисдикционная деятельность):
- Суть: Деятельность по охране правопорядка, защите прав и свобод граждан, разрешению юридических споров, восстановлению нарушенных прав и применению мер юридической ответственности. Кто осуществляет: Судебные органы (правосудие), прокуратура, полиция, следственные органы, органы юстиции. Примеры: Рассмотрение уголовных, гражданских, административных дел в судах; расследование преступлений; надзор за соблюдением законов прокуратурой; привлечение к административной ответственности.
II. Неправовые (Организационные) формы осуществления государственной власти
Это действия государственных органов, которые Не влекут за собой непосредственных юридических последствий и не связаны с изданием или применением правовых норм, но являются необходимыми для обеспечения функционирования государственного аппарата и подготовки правовых решений.
К ним относятся:
Организационно-регламентационная деятельность:
- Суть: Действия, связанные с внутренней организацией работы государственных органов, их аппарата, а также подготовкой заседаний, совещаний, планированием работы. Примеры: Составление расписания работы, подготовка документов к заседанию парламента или правительства, формирование повестки дня, протоколирование, ведение статистики, бухгалтерский учет.
Организационно-хозяйственная деятельность:
- Суть: Деятельность, направленная на материально-техническое обеспечение функционирования государственных органов. Примеры: Закупка оборудования, ремонт помещений, обеспечение транспортом, управление государственным имуществом.
Идеологическая (воспитательная) деятельность:
- Суть: Деятельность по формированию общественного мнения, распространению государственной идеологии, патриотическому воспитанию. Примеры: Проведение информационных кампаний, организация государственных праздников, поддержка государственных СМИ (хотя эта форма может иметь и правовые аспекты, например, финансирование СМИ).
Взаимосвязь форм
Все эти формы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Правовые формы являются наиболее значимыми, поскольку именно через них государство непосредственно регулирует общественные отношения. Организационные формы создают необходимые условия для эффективного осуществления правовых форм.