Главная страница » Олигофренический патопсихологический синдром

Олигофренический патопсихологический синдром

Олигофренический патопсихологический синдром (ОПС) – это комплекс нарушений высших психических функций, характерный для олигофрении (умственной отсталости). Он проявляется в специфических особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом, обусловленных органическим поражением головного мозга на ранних этапах развития. Важно понимать, что выраженность и структура ОПС зависят от степени умственной отсталости (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) и этиологии (причины) заболевания.

Основные компоненты олигофренического патопсихологического синдрома:

Снижение познавательной деятельности (интеллектуальный дефект):

    Замедленный темп психических процессов: Все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь) протекают замедленно. Недостаточность внимания: Снижена концентрация, устойчивость и переключаемость внимания. Трудно сосредоточиться на задании, легко отвлекаются. Ограниченный объем памяти: Плохо запоминают и воспроизводят новую информацию, особенно словесную. Механическая память развита лучше, чем логическая. Нарушения восприятия: Снижена дифференцированность восприятия, трудности в узнавании предметов и явлений, особенно в сложных ситуациях. Восприятие конкретное, ситуативное. Конкретность и ригидность мышления: Преобладает конкретно-образное мышление, затруднено абстрактное мышление, обобщение, установление причинно-следственных связей. Ригидность мышления проявляется в трудностях переключения с одного способа решения задачи на другой. Бедность и аграмматичность речи: Ограниченный словарный запас, трудности в построении сложных предложений, аграмматизмы. Речь часто стереотипна и эхолалична (повторение слов и фраз за другими).

Нарушения эмоционально-волевой сферы:

    Недостаточность волевой регуляции: Снижена инициативность, целенаправленность и настойчивость в достижении цели. Трудно планировать и организовывать свою деятельность. Эмоциональная незрелость: Эмоции часто примитивны и неустойчивы. Легко возникают аффективные реакции (гнев, обида, плач), плохо контролируются. Снижение критичности: Недостаточно оценивают свои возможности и поступки, легко поддаются влиянию других людей. Эмоциональная лабильность: Быстрая смена настроения, импульсивность.

Особенности личности:

    Снижение уровня самосознания: Недостаточно понимают себя и свои возможности, слабо развито чувство собственного достоинства. Склонность к подражанию: Легко копируют поведение других людей, особенно тех, кого считают авторитетными. Конформизм: Стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, легко поддаются групповому давлению. Повышенная внушаемость: Легко верят в то, что им говорят, даже если это не соответствует действительности. Социальная дезадаптация: Трудности в установлении и поддержании социальных контактов, соблюдении социальных норм и правил.

Специфические проявления ОПС в зависимости от степени умственной отсталости:

    Легкая умственная отсталость (дебильность): Сохраняется способность к обучению и социальной адаптации. Могут освоить программу общеобразовательной школы (с адаптацией). Мышление конкретное, но способны к элементарному обобщению. Речь развита, но словарный запас ограничен. Умеренная умственная отсталость (имбецильность): Обучение затруднено, но возможно освоение элементарных навыков самообслуживания и трудовой деятельности. Речь состоит из простых фраз. Мышление конкретное, не способны к обобщению. Тяжелая и глубокая умственная отсталость (идиотия): Обучение практически невозможно. Речь отсутствует или представлена отдельными звуками и словами. Отсутствует способность к самообслуживанию. Требуется постоянный уход и наблюдение.

Дифференциальная диагностика:

Важно отличать ОПС от других патопсихологических синдромов, таких как:

    Деменция: При деменции происходит снижение ранее приобретенных знаний и навыков, в то время как при олигофрении наблюдается первичное недоразвитие интеллекта. Задержка психического развития (ЗПР): При ЗПР наблюдается замедленный темп развития психических функций, но потенциал для развития сохраняется. При олигофрении имеется органическое поражение головного мозга, которое ограничивает возможности развития. Шизофрения: При шизофрении наблюдаются расстройства мышления (бред, галлюцинации), которых нет при олигофрении (хотя у некоторых пациентов с олигофренией могут быть психотические эпизоды).

Патопсихологическое исследование при олигофрении:

Патопсихологическое исследование (например, с использованием таких методик, как исключение предметов, классификация предметов, понимание переносного смысла пословиц и поговорок, пиктограммы) позволяет оценить структуру и степень выраженности ОПС, выявить сохранные и нарушенные психические функции, что необходимо для разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Коррекция и реабилитация:

Коррекция и реабилитация при олигофрении направлены на развитие сохранных психических функций, компенсацию нарушенных, формирование навыков самообслуживания и социальной адаптации. Используются различные методы, включая:

    Специальное обучение: Адаптированные образовательные программы, направленные на усвоение элементарных знаний и навыков. Трудотерапия: Обучение простым трудовым операциям. Социальная реабилитация: Обучение навыкам общения, самообслуживания и поведения в обществе. Психотерапия: Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений. Медикаментозная терапия: Для коррекции сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии, психотических расстройств).

В заключение, олигофренический патопсихологический синдром является сложным комплексом нарушений, который требует комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации. Своевременное и адекватное вмешательство может значительно улучшить качество жизни людей с умственной отсталостью и помочь им адаптироваться в обществе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх